новости регионов
 
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                        ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
- 
                                    1 ОктябряВ.П.Гаевский
- 
                                    1 ОктябряВ.З.Гарипов
- 
                                    1 ОктябряВ.З.Мокроусов
- 
                                    1 ОктябряВ.С.Станев
- 
                                    2 ОктябряВ.В.Романов
- 
                                    2 ОктябряВ.И.Чечваркин
- 
                                    3 ОктябряА.П.Белых
- 
                                    3 ОктябряМ.А.Васильев
- 
                                    3 ОктябряФ.М.Мифтахов
- 
                                    4 ОктябряН.В.Бобылева
- 
                                    4 ОктябряА.П.Кузнецов
- 
                                    4 ОктябряГ.П.Титова
- 
                                    5 ОктябряИ.В.Кокшаров
- 
                                    5 ОктябряВ.В.Ловчук
- 
                                    5 ОктябряС.В.Манаков
- 
                                    5 ОктябряТ.И.Храмова
- 
                                    7 ОктябряВ.П.Комарова
- 
                                    7 ОктябряН.С.Сидоренко
- 
                                    8 ОктябряО.А.Дремов
- 
                                    8 ОктябряА.Т.Коновалов
- 
                                    8 ОктябряА.А.Харюшин
- 
                                    8 ОктябряГ.М.Шакирова
- 
                                    9 ОктябряА.Г.Борисочев
- 
                                    9 ОктябряН.А.Кашникова
- 
                                    9 ОктябряЕ.Н.Чащина
- 
                                    10 ОктябряТ.А.Иванец
- 
                                    11 ОктябряА.Г.Бусалов
- 
                                    11 ОктябряА.Н.Петров
- 
                                    11 ОктябряВ.П.Теленкова
- 
                                    12 ОктябряЛ.П.Паутина
- 
                                    12 ОктябряВ.К.Ревазов
- 
                                    13 ОктябряА.Н.Рязанов
- 
                                    14 ОктябряМ.Г.Шмаль
- 
                                    15 ОктябряП.М.Кокин
- 
                                    16 ОктябряБ.С.Воробьев
- 
                                    16 ОктябряЮ.И.Гапоненко
- 
                                    16 ОктябряВ.М.Коломиец
- 
                                    17 ОктябряЕ.Н.Яковлев
- 
                                    18 ОктябряВ.Н.Габриэлян
- 
                                    18 ОктябряМ.В.Кутеба
- 
                                    19 ОктябряВ.Н.Воскресенский
- 
                                    19 ОктябряС.В.Липявко
- 
                                    20 ОктябряВ.П.Гутников
- 
                                    20 ОктябряВ.А.Мухаметкулов
- 
                                    21 ОктябряН.В.Комарова
- 
                                    21 ОктябряА.В.Рындин
- 
                                    22 ОктябряГ.А.Василькова
- 
                                    23 ОктябряА.М.Анисимов
- 
                                    23 ОктябряИ.А.Патракова
- 
                                    24 ОктябряА.И.Прохоров
- 
                                    25 ОктябряИ.А.Колесников
- 
                                    25 ОктябряВ.В.Огородников
- 
                                    25 ОктябряМ.В.Степанова
- 
                                    26 ОктябряЭ.З.Галимов
- 
                                    26 ОктябряС.Н.Коновалов
- 
                                    27 ОктябряВ.И.Горчаков
- 
                                    27 ОктябряВ.М.Каретникова
- 
                                    27 ОктябряН.Я. Крупинин
- 
                                    28 ОктябряВ.А.Белов
- 
                                    28 ОктябряИ.А.Воронцова
- 
                                    28 ОктябряС.А.Краснова
- 
                                    28 ОктябряО.А.Порубов
- 
                                    28 ОктябряМ.Ф.Пруткин
- 
                                    29 ОктябряА.А.Нартымов
- 
                                    29 ОктябряС.П.Пахомова
- 
                                    30 ОктябряЛ.А.Бриллиантова
- 
                                    30 ОктябряВ.В.Никитин
- 
                                    30 ОктябряР.Н.Одинцева
- 
                                    30 ОктябряВ.В.Салтыков
Праздники России
Курсы валют
| 27.08 | 26.08 | ||
|  | USD | 91.7745 | 91.6012 | 
|  | EUR | 102.4927 | 101.6125 | 
В тени садов звучит усадебная лира
|   | 
| Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов «Весенняя сказка. Эскиз неосуществленной фрески из цикла "Времена года"» | 
Над прудом склоняются деревья, разбрасывают радужные брызги струи фонтанов, радуют глаз бесчисленные цветы, ажурные беседки и таинственные гроты, по тенистым аллеям прогуливаются дамы в роскошных нарядах, сквозь кружево ветвей виднеется величественный дом с колоннами, и ветер доносит звуки музыки…
Мир чарующе-прекрасный, в котором гармонично соединяются природа и творения рук человеческих – удивительный мир русской усадьбы – на картинах художника начала ХХ века Виктора Борисова-Мусатова, он уже кажется чудесным видением, сотканным из тумана, прекрасной далекой мечтой…
Борисова-Мусатова называли певцом «уходящих усадеб» и живописцем «зыбкого мира старых теней». А сам художник отвечал интересовавшимся, что за эпоха изображена на его картинах, так: «Это, знаете ли, просто красивая эпоха». Но эта красивая эпоха, время стихов и садов, существовала не только в воображении художника, она имела место быть в действительности. Да, она завершилась, но не сгинула безвозвратно…
Недавно увидела свет новая удивительная книга, изданная общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» – «Цевница. Усадебная лира. 1790-1820». Она вместила в себя три десятилетия, которые можно назвать золотым веком русской усадьбы. В то время в Российской империи повсюду создавались ландшафтные парки, в них возводились впечатляющие архитектурные сооружения. Так создавалось пространство, наполненное различными смыслами. «Пейзажный сад уподоблен дикой природе. Ручей журчит по камням, пруд с перевозом, за дубовой аллеей озеро, а на нём остров и храм мудрости. Вдоль берегов павильоны в тени развесистых лип, в глубине лесочка обнаружится гранитное надгробие с витиеватой надписью, на видном месте скульптура Руссо и госпожи Гийон, почитаемой масонами, невдалеке высится обелиск, поставленный в честь памятного события, а рядом с господским домом, ближе к селу – храм Божий, ревностно посещаемый семьёй вельможи».
В одних парках главенствовала природа, подправленная рукой знающего садовника, в других – правила фантазия, создавались замысловатые аллеи с подстриженными деревьями... Зеленый ковер трав, непременные боскеты (уютные кабинеты среди тенистых дерев), карусели и качели, рукотворный ручей, пруд с лебедями, античные боги и герои среди деревьев, обелиски, фонтаны, затейливые павильоны… И эта красота вовсе не была безмолвной. В садах звучала музыка, в барском доме разыгрывались театральные представления.
Дом хозяина поместья представлял собой настоящую художественную сокровищницу. Усадьба наполнялась картинами, скульптурами, книгами и роскошной мебелью. Из развлечений в усадьбах предпочитали чтение, музицирование и пение. Альбомы наполнялись рисунками усадебных цветов, портретами и зарисовками. В тот же альбом записывали стихи, мысли по поводу и каламбуры. Усадьба была отдельным миром, уникальным явлением русской культуры…
Поэзия и проза тех времен, ставшая теперь доступной современному читателю, пронизаны сокровенным лиризмом, отражают настроения обитателей усадеб, их созерцательный взгляд на окружающий мир.
Созданию этого действительно уникального сборника предшествовала огромная работа – его составитель Александр Стрижев несколько лет «плотно и находчиво» занимался в Музее книги Российской государственной библиотеки в Москве, изучая русскую периодику 1790 – 1820 годов (а за эти три десятилетия в России было издано около 70 литературных журналов и альманахов). Искал, в первую очередь, поэтические произведения, посвящённые усадебной жизни – они в русских усадьбах читались чаще всего. Заодно продумывался и зрительный ряд.
Эта книга расцвечена множеством прекрасных иллюстраций так же, как сад цветами: в ее оформлении художник Алексей Ершов использовал репродукции произведений великих мастеров прошлого.
Непривычный современному читателю слог не позволяет быстро пробежать по строчкам, эти стихотворения нужно читать вдумчиво и внимательно, – так, как мы почти отвыкли. Читать, вслушиваясь, всматриваясь в слова. И возникает удивительное ощущение сдвига времен. Ты будто настраиваешься на ритм той жизни – созерцательной, далекой от современной суеты, где вместо городского шума слышится песня свирели.
«Свирель, цевница, звучит и напоминает о складе старинной жизни в усадьбах, о чувствах и наслаждениях уютом. Прислушаемся к её звукам и вспомним о почти потерянном наследии», – призывает читателя Александр Стрижев.
|   | 
Первый, самый обширный раздел сборника, озаглавленный «Сельские пасторали, открывает стихотворение Михаила Хераскова «Сельская муза»:
| В восторге я моем, Природы по стопам Вступая на луга, вхожу как в некий храм; Натура, мнится, там раскинула порфиру И пиршество всему приготовляет миру. | 
Природа – храм Божества. Храм прекрасный и величественный, где все приводит в восхищение: «премудрая везде мне зрится простота». Как же это напоминание важно для нас, умеющих смотреть, но разучившихся видеть… Природа – не абстрактный фон, не картонная декорация к нашей суетной жизни, а великолепная книга, повествующая о премудром замысле Творца.
| Давно уже, давно Природой веселились; Мы в наши дни от ней далеко удалились, Заснули во тщете на лоне суеты. Проснися, человек! Натуры чадо ты. Когда же сам к себе ты стал бесчеловечен, Жизнь кончишь в суетах, и будет сон твой вечен. | 
И еще одно важное напоминание – человек и природа неразрывно связаны, полнота бытия без единения с природой невозможна в принципе. В прекрасном Божьем мире восхищения достойно все. В своих стихах Анна Волкова воспевает величественное наступление нового дня:
| В багряновидную одежду облеченны, Предвечнаго рукой богато украшенны, Восточны облака лазурный свод пестрят, Края их золотом блистают и горят. Хребты высоких гор из мрака выступают, Дубравы и леса верхи свои являют. | 
А Михаил Магницкий восхищается утренней песней соловья:
| Лес слушает его безмолвно, Боятся ветры песнь прервать, С горы в зарях горящи волны. Лениво мещет водопад. | 
Такое чтение дарит счастливые мгновения отдыха от суеты. А суеты сегодня стало куда больше, чем в позапрошлом веке…
Но близость к природе не означает безразличия к судьбе своего Отечества. Потому второй раздел этой книги носит название «Патриотика».
Вот пламенные строки Андрея Тургенева:
| Тебя, Отечество святое, Тебя любить, тебе служить –   Вот наше звание прямое! Мы жизнию своей купить Твое готовы благоденство. Погибель за тебя – блаженство, И смерть – бессмертие для нас! | 
Не меньшее впечатление оставляют и стихи Александра Шишкова, предназначенные «для начертания на гробнице Суворова»
| Остановись, прохожий! Здесь человек лежит на смертных не похожий: На крылосе в глуши с дьячком он басом пел И славою, как Петр иль Александр, гремел. Ушатом на себя холодную лил воду, И пламень храбрости вливал в сердца народу. | 
Жизнь на лоне природы располагает к размышлениям о смысле бытия и порядке вещей. Третий раздел «Философические размышления вобрал в себя лучшие философские оды.
| Ты, Время! быстрыми крылами По всей подсолнечной паришь; Пуская стрелы за стрелами, Всё рушишь, портишь и разишь. К чему серпом своим коснется, Где Время только пробежит, Всё гибнет, ржавеет и рвётся, Покрыто мхом седым лежит. | 
В финале этой оды Михаил Херасков приходит к выводу, который для современного читателя может стать настоящим открытием: беспощадное время тоже конечно и бессильно перед Вечностью.
|   | 
В четвертом разделе представлена легкая поэзия. Оригинальные басни, идиллии и песни, без которых усадебный досуг просто невозможно представить.
Вот сказка Ореста Сомова «Спутники Улиссовы», созданная по мотивам греческих мифов. Влюбленная в Улисса Цирцея согласилась расколдовать превращенных в зверей его спутников, но только если они того захотят. Итог неутешительный – желающих не оказалось:
| Итакский Царь Ходил ко всем зверям; но никакая тварь Его и слушать не хотела: Привычка всех их одолела. | 
А вот изящные поучения. Басня Ивана Дмитриева «Чиж и зяблица»:
| «Ах! всяк своей бедой ума себе прикупит – Впредь утро похвалю, как вечер уж наступит!» | 
И «Голубка и бабочка» авторства Василия Пушкина, дяди великого поэта:
| «Я правду говорю: Любимой нежно быть Здесь средство лишь одно – умей сама любить!» | 
Поэзия природы может отражаться и в прозе. Следующий раздел, подготовленный Маргаритой Бирюковой, возвращает из небытия текст Шарля Жозефа де Линя «Взор на сады» – автора знаменитого изречения «Сады обрисовывают характер нации». В России текст де Линя публиковался всего один раз в начале XIX века, причём, в составе собрания сочинений. Теперь же он доступен всем, кто интересуется историей садов и усадеб.
«Ода, выигранная победа, смелый размах кисти суть следствия вдохновения: для садоводства потребны путешествия, чтение, обозрение, уравнение и соединение всех искусств вместе». – Утверждает де Линь. А далее излагает свои замечания насчет всех элементов великолепного садового полотна: «Не должно обременять земли понапрасну каменным строением ни под каким предлогом», «Пусть ветви сами по своей воле соединяются одни с другими», «В рассуждении мостов я знаю одно только правило, то есть: не делать двух похожих один на другой. Здесь можно предаваться всем странностям воображения». Он пишет о садах, виденных в разных странах – в Англии, Франции, Польше. Искренне восхищается садами российской императрицы в Петергофе «В новом саду, который теперь отделывают, есть грот, представляющий стог сена: несколько пучков оного замыкают двери и окошки; надобно их отнять, чтоб войти. Тут всегда обманываются и забывают обман сей, взойдя в зал, убранный в лучшем Парижском вкусе». И ставит в один ряд стихи и сады, утверждая: «Все произведения любви ознаменованы совершенством. Стихи и сады, имеющие на себе печать ее, непременно будут иметь свою цену». А ведь действительно, сад можно назвать стихотворением, только вместо слов в единое прекрасное целое там складываются, перекликаясь между собой, аллеи и водоемы цветы и скульптуры…
Современный человек отвык любоваться цветами – сейчас только в Японии сохранился праздник любования сакурой, но ведь так было не всегда! И вот наглядное тому доказательство – странички вдохновенных замечаний писателя и ученого Андрея Болотова. Его тексты отличает удивительная живописность, внимание к оттенкам и нюансам. Он писал о самых обычных цветах, виденных в тульской усадьбе Дворяниново, как о чем-то совершенно волшебном: «О ты, первая и едва только рождающаяся зелень на холмах! Как приятна ты мне! С каким сладким восторгом смотрю я на тебя! Как любуется душа моя тобою и в самом уже рождении твоем! О буди благословенно первое явление твое, первое оживление бесчисленных травинок, составляющих тебя!» «О, мальвы! О, пышные и великолепные цветы! Как описать мне красоту вашу? Как изобразить, сколь много пленяете вы наши чувствы и украшаете собою сады наши?» Есть даже восхищенное «К бархатцам» – о цветочках вроде совершенно обычных, в изрядном количестве присутствующих на клумбах в любом городе: «Кроме прекрасного и бесподобного бархата вашего, которым вы толико превосходите всех прочих, весьма немногие из них сравняться могут и с махровостию цветков, и с пестротою, и с расположением листков ваших».
«Цевница» повествует не только о минувшем, но и о настоящем. В приложение включены два современных очерка, продолжающие тематику сборника. Текст Александра Стрижева «Остатки Рая на земле» посвящён цветам в убранстве храма и вокруг него, московским садам-вертоградам, которыми восхищались иностранные путешественники. В Москве самый старый сад, Святителев, размещался на подоле тёплой стороны Кремлёвского холма. «Красота земной природы, этого подножия престола Божия, напоминает грешному человеку о красоте небесной, о Райском Вертограде. Украшением же природы являются цветы. «Остатками Рая на земле» называли цветы святые Феофан Затворник и батюшка Иоанн Кронштадский. И поистине это так!»
Завершающий книгу очерк главного редактора всех изданий Фонда «Возрождение Тобольска» Юрия Перминова «И время, и жизнь, и Бог» посвящен современному саду. Великолепному парку «Ермаково поле», который вырос из «попытки создания идеального мира взаимоотношений человека с природой».
Уникальный ландшафтный историко-культурный парк создан трудами и заботами руководителя общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова и его помощников на пепелище – на территории бывшего дома отдыха в окрестностях Тобольска. Много времени и сил понадобилось на то, чтобы эта земля снова стала живой.
А теперь там растут разнообразные деревья и кустарники, золотом сияет крест над часовней Димитрия Солунского, со смотровых площадок открывается роскошный вид на Иртыш, в Алябьевской беседке можно послушать тобольских соловьев… На очереди – увековечивание памяти о первых русских первопроходцах Сибири, о гениальном картографе Семёне Ремезове, великом учёном Дмитрии Менделееве…
Есть в парке и липовая аллея, – такие аллеи были одной из самых характерных черт русских садов. Нигде больше в Европе липы не сажали «стеной».
Сад на Руси был символом рая, где в изобилии присутствует все прекрасное: растут декоративные и плодовые растения, поют птицы и благоухают цветы. Парк под Тобольском с полным правом можно назвать одним из таких символов. Там история соседствует с искусством на фоне настоящих произведений ландшафтного дизайна.
Даже увиденные на фотографиях пейзажи «Ермакова поля» настраивают на лирический лад. И слова сами собой начинают складываться в рифмованные строки. Да, можно не сомневаться, что этот прекрасный сад вдохновит многих поэтов. И более чем ясно – прекрасные пейзажные сады остались не только на картинах. Усадебная лира звучит и сегодня, в начале весьма удаленного от времени расцвета русских усадеб ХХI века.
|   | 
Елена Мачульская
Фото Аркадия Елфимова
 
		
		 Органы государственной власти РФ
Органы государственной власти РФ Портал государственных и муниципальных услуг
Портал государственных и муниципальных услуг Официальный портал правовой информации
Официальный портал правовой информации Представительство ХМАО - Югры при Правительстве РФ
Представительство ХМАО - Югры при Правительстве РФ Представительство  ЯНАО при Правительстве РФ
Представительство  ЯНАО при Правительстве РФ Представительство ЯНАО в Санкт - Петербурге
Представительство ЯНАО в Санкт - Петербурге Департамент нацполитики, связей и туризма Москвы
Департамент нацполитики, связей и туризма Москвы Общественная палата РФ
Общественная палата РФ Ассоциация землячеств
Ассоциация землячеств Ассоциация полярников
Ассоциация полярников СНП России
СНП России РОССНГС
РОССНГС СибНАЦ
СибНАЦ Фонд им. В.И.Муравленко
Фонд им. В.И.Муравленко Фонд им. Б.Е.Щербины
Фонд им. Б.Е.Щербины АКМНСС и ДВ РФ
АКМНСС и ДВ РФ Национальная служба мониторинга
Национальная служба мониторинга Клуб регионов
Клуб регионов РИА ФедералПресс
РИА ФедералПресс Arctic info
Arctic info ГТРК «Ямал-Регион»
ГТРК «Ямал-Регион» "Тюмень медиа"
"Тюмень медиа" "Красный Север"
"Красный Север" "Север - наш!"
"Север - наш!" "Север - Пресс"
"Север - Пресс" ИА "Тюменская линия"
ИА "Тюменская линия" "Тюменская область сегодня"
"Тюменская область сегодня" "Новости Югры"
"Новости Югры" РИЦ "Югра"
РИЦ "Югра" BarentsObserver.com
BarentsObserver.com На Западе Москвы. Проспект Вернадского
На Западе Москвы. Проспект Вернадского 
                            
 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	 
                            
	