новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 ДекабряР.И.Амиров
-
3 ДекабряН.Н.Волкова
-
3 ДекабряА.В.Евсеев
-
3 ДекабряС.Б.Коваленко
-
3 ДекабряО.А.Семенова
-
4 ДекабряТ.А.Колесникова
-
5 ДекабряС.П.Краснова
-
5 ДекабряН.И.Рогов
-
6 ДекабряМ.Е.Авербух
-
7 ДекабряН.А.Попова
-
8 ДекабряЛ.А.Мартынов
-
8 ДекабряО.Б.Урахчина
-
10 ДекабряВ.Т.Жаров
-
10 ДекабряР.И.Каманина
-
11 ДекабряА.Е.Пахомов
-
13 ДекабряГ.Н.Завалковский
-
13 ДекабряЛ.И.Русакова
-
14 ДекабряА.П.Гудыма
-
14 ДекабряЛ.Г.Тайлашев
-
15 ДекабряЛ.М.Городецкая
-
16 ДекабряТ.К.Афанасьева
-
16 ДекабряС.Н.Голиков
-
16 ДекабряИ.В.Никитин
-
17 ДекабряА.А.Дубровин
-
19 ДекабряР.О.Городецкий
-
19 ДекабряВ.И.Макарова
-
21 ДекабряИ.В.Санников
-
22 ДекабряЛ.И.Агапова
-
22 ДекабряА.М.Булавко
-
22 ДекабряЮ.Я.Горожанкин
-
22 ДекабряЕ.А.Пинигина
-
22 ДекабряЭ.А.Холин
-
22 ДекабряТ.В.Яновская
-
23 ДекабряВ.А.Гард
-
23 ДекабряЕ.А.Коновалова
-
25 ДекабряЛ.А.Власова
-
25 ДекабряД.Г.Мальцева
-
26 ДекабряН.С.Харченко
-
27 ДекабряИ.В.Лядина
-
27 ДекабряЛ.Б.Надобных
-
28 ДекабряИ.О.Вашуркин
-
28 ДекабряБ.И.Голяков
-
28 ДекабряВ.М.Рейфман
-
29 ДекабряЕ.Г.Дмитриева
-
29 ДекабряО.А.Чукчеев
-
30 ДекабряЛ.В.Клепалова
-
31 ДекабряА.Б.Золин
Праздники России
Курсы валют
| 27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
90 лет назад в поселке Остяко-Вогульск приземлился первый самолет
|
|
В этом году исполнилось 90 лет со дня основания гражданской авиации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Это значимая дата для региона, связанная с развитием транспортной инфраструктуры и освоением северных территорий.
17 января 1935 года в Самарово приземлился небольшой самолёт АИР-6 за штурвалом которого был начальник управления воздушной линии Тобольск – Обдорск Николай Александрович Целибеев. Полярник, друг летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова прилетел в Югру из Тюмени (с дозаправкой в Тобольске) с важной миссией. Перед ним стояла ответственная задача провести первый рейс по данному маршруту. Кроме того, лётчик привез в село почту и материалы для газеты «Остяко-Вогульская правда» («Ханты-Манси Шоп»). Его полет от Тобольска до Самарово продолжался 2 часа 17 минут. Через некоторое время после этого полета началось регулярное авиасообщение.
Как все начиналось
В начале 1930-х годов на Тобольском Севере началось зарождение воздушного сообщения. Отправной точкой стал май 1931 года, когда в г. Тобольске Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота был рассмотрен проект воздушного сообщения между городами Тобольск и Салехард через село Самарово. По плану, время пути между населёнными пунктами составляло 7 часов 15 минут (с остановками – 9 часов 15 минут). Согласно предварительному расписанию – самолёты должны были летать девять месяцев в году с частотой движения три рейса в 10 дней. На линии предполагалась работа трёх судов, ещё одно находилось в резерве. В августе 1931 года проект был одобрен Остяко-Вогульским оргбюро во главе с Я.М. Розниным.
Первые пробные полёты были совершены в 1934 году, тогда же для жителей Самарово и строящегося Остяко-Вогульска был организован настоящий аттракцион – комсомольцы и ударники производства смогли полетать на самолёте.
8 августа 1934 года в Остяко-Вогульске отмечался Всесоюзный День авиации. Вот как об этом писала газета «Сталинская трибуна»:
«Во Всесоюзный День авиации в Остяко- Вогульске проведено массовое гуляние, в котором приняло участие большинство трудящихся города. Самолет АП-532 совершил несколько круговых полетов. В первый полет самолета были взяты на борт лучший пионер-авиамоделист Жилин Шура и комсомолец ханты, ударник учебы военно-технического экзамена и лучший стрелок из мелкокалиберной винтовки Пушкин…Всего за день летали 16 человек – передовых ударников нашего округа…»
Уже к началу марта 1935 года из Самарово в Тобольск и Тюмень было отправлено самолётами 24 пассажира и 217 килограммов груза, принято – 10 пассажиров и 944 килограмма грузов. 23 марта 1935 года открылся регулярный рейс Самарово-Обдорск.
В 1930-е годы летали на небольших самолётах АИР-6, вмещавших до двух пассажиров. Кроме этого, в летнее время на линии работали гидросамолёты МП-1 и МП-2 (вместимость: 6-8 человек или до 530 кг груза), а зимой – ТБ-1 (Г-1). Первые полёты проходили в сложных технических условиях: отсутствовали метеорологическое обеспечение и аэронавигационное оборудование, ориентирование проходило по контрольно-семафорным пунктам, которые обычно располагались в посёлках.
Тем не менее, благодаря первым лётчикам, в том числе Николаю Целибееву, было покорено небо Югры.
По материалам Музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)

